герб Санкт-Петербурга Материаловедческая экспертиза и диагностика камня в памятниках архитектуры Санкт-Петербурга

На главную
Книга
Примеры работ
Рабочая группа
Гостевая книга
Полезные ссылки

Камень "северного" модерна

Рациональная подготовка и проведение реставрационных работ во многом определяются правильной диагностикой использованного каменного материала, учетом его декоративных особенностей, технических свойств, знанием мест его разработки и возможных вариантов его замены. Особенно важно отметить, что необходимость замены отдельных блоков камня или использование небольших вставок при реставрационных работах не должна нарушать целостности восприятия, приводить к резкой цветовой отчужденности вновь использованных докомпоновочных материалов.
Настоящая работа имеет целью определить особенности минерального состава, установить места разработки, предложить возможные новые источники поступления оригинального облицовочного материала - талько-хлоритового сланца, преследуя при этом не только практический, а также исторический и образовательный аспекты.
Талько-хлоритовый сланец относится к числу нетрадиционных для Санкт-Петербурга облицовочных материалов, в архитектуре Санкт-Петербурга – это камень строго определенного, не продолжительного периода в застройке города, камень конкретного архитектурного стиля.
Отметим, что в быту эту горную породу стали использовать гораздо раньше, чем стали применять при широкомасштабной застройке городов. В силу того, что данная горная порода обладает большой теплоёмкостью и медленной теплоотдачей, её изначальное применение сводилось к изготовлению домашней посуды – печных горшков, поэтому очень часто в литературе можно встретить другое (бытовое) название этой породы – “горшечный камень”.
Но настоящий скачок популярности талько-хлоритового сланца произошёл в период его использования в архитектуре, в период его господства на архитектурной арене Скандинавских стран и города Санкт-Петербурга. На данной территории в период конца 19-го - начала 20-го веков о себе заявляет стиль “северный” модерн, для которого были характерны такие черты, как свободная компоновка архитектурных объёмов (асимметрия по горизонтали и вертикали), которая привлекала внимание и давала ощущение многоплановости композиции, применение строительного материала, выполненного в разной фактуре и богатая пластика фасадов (различная скульптура с загадочным и причудливым северным мотивом). И именно благодаря физическим свойствам талько-хлоритового сланца соответствующим требованиям данного стиля, а также благодаря относительной близости месторождений к городам его использования – этот камень приобрёл необычайную популярность в архитектуре того времени.
В Санкт-Петербурге в стиле “северный” модерн творили архитекторы Ф.И.Лидваль, С.И.Минаш, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь, А.Шульман, а также семья архитекторов Бенуа. Плеядой этих и других архитекторов в нашем городе было построено много доходных домов, облицованных талько-хлоритовым сланцем. Наиболее характерными примерами являются следующие: Каменноостровский проспект дом № 1-3 (арх. Ф.И,Лидваль); Каменноостровский проспект дом № 26-28 (семья арх. Бенуа); Невский проспект дом № 72 (арх. С.И.Минаш); Стремянная улица дом № 11(арх-ры Н.В.Васильев и А.Ф.Бубырь); 11 линия В.О. дом № 8 (арх. неизвестен)
В этих зданиях можно проследить всё многообразие типов использования талько-хлоритового сланца в изготовлении различных архитектурных элементов. И главной сферой использования этой породы в архитектуре стала скульптура, расположенная по бокам порталов дверей, рам окон, в межоконном пространстве. Как правило, это выдуманные сказочные и мифические существа, причудливость которых интересно сочетается с асимметричностью форм самого здания. Наряду со скульптурой в декоре здания употреблялись плиты из этого камня, выполненные в разной фактуре как в “скальной”, так и в гладкой, что придавало различный оттенок для одного цвета.
Надо отметить, что как и любой материал, талько-хлоритовый сланец требует бережного отношения к себе, что в первую очередь заключается в своевременном и правильном проведении реставрационных работ. Для этого важна верная диагностика использованного каменного материала, учёт его декоративных особенностей, технических свойств и возможности его замены другим материалом. Особенно важно чтобы при замене отдельных блоков камня или использовании небольших вставок не была бы нарушена целостность восприятия декора здания за счет резкой цветовой отчужденности вновь использованных компоновочных материалов. Для выполнения всех этих требований необходимо знать места разработок каменного материала, откуда он мог поставляться на строительные нужды. Для “горшечного” камня определить это по литературе было невозможно, потому что в одних книгах указывалось, что талько-хлоритовый сланец добывался в Карелии, в других – в Финляндии. Данная неопределенность, по всей видимости, связанная с тем, что та часть Финляндии, где расположены эти карьеры, некогда называлась Карелией и явилась основной причиной проведения этого исследования.

Загрузить отчет в формате PDF

Adobe Reader Для просмотра файла в формате PDF Вам понадобится Acrobat Reader, дистрибутив которого можно скачать на сайте производителя


| На Главную | Книга | Примеры работ |
|Рабочая группа | Гостевая книга | Карта сайта|

WebDesign by Anton I.Savchenok

Hosted by uCoz